+7-495-723-0119

Telegram не ответил на все вопросы

    نشرت 29 08, 2018 مؤلف CEO

    Почему сервис решил передавать данные спецслужбам

    "Коммерсантъ FM" от 29.08.2018, 11:28

    Telegram все-таки готов передавать информацию о пользователях. Но не всю и не ФСБ. В компании изменили политику конфиденциальности: по запросу властей теперь раскроют некоторые личные данные. В России это восприняли как уступку Роскомнадзору, но все оказалось не так просто. Какую информацию раскроет Telegram? И почему он пошел на этот шаг? Об этом — Иван Якунин.

    Праздник в Роскомнадзоре продолжался недолго. Не успели все рассказать, что мессенджер начнет сотрудничать со спецслужбами, как Павел Дуров заявил: «России новая политика конфиденциальности не коснется. Продолжаем сопротивление».

    Как выяснилось, новое правило — для зарубежных властей. В мае в ЕС приняли документ под названием «Европейский регламент по защите данных», поясняет гендиректор компании R-Vision Александр Бондаренко, который занимается информационной безопасностью: «Нельзя сказать, что это какой-то радикально новый шаг. Европейское законодательство существовало в этой области достаточно давно. Оно говорит об определенных правах субъектов: кто имеет право обрабатывать их персональные данные, на каком основании прекратить обработку. Вспомним все эти скандалы, связанные с Cambridge Analytica».

    Согласно новым правилам, компания согласилась передавать только IP-адрес и номер телефона. И только в том случае, если пользователя подозревают в терроризме, что должно быть подтверждено судом. Но эти данные спецслужбам вряд ли помогут, убежден гендиректор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев: «Любой более или менее грамотный преступник не будет на себя регистрировать телефоны. Он купит какие-то левые симки. Использовав фейк, он просто выкинет карту. Поэтому эта инициатива малоэффективная. Спецслужбам куда интереснее непосредственно сами сообщения».

    Именно этого хотела ФСБ — некоего универсального ключа взлома. Telegram отказался на это пойти, был заблокирован и стал символом цифрового сопротивления. Так что шаг навстречу спецслужбам многие восприняли как сдачу позиций.

    Тем более, многие вопросы остались без ответа. Например, если российские спецслужбы совместно с коллегами из Европы будут искать террористов, им предоставят информацию? Будет нелишним, если мессенджер перепроверит запросы, считает координатор «Центра безопасного интернета» Урван Парфентьев: «На мой взгляд, политика конфиденциальности Telegram во многом определяется взглядами его основателя: юристы Telegram будут учитывать контекст и масштаб нарушений закона при удовлетворении или неудовлетворении подобного запроса. Скорее всего, это станет одним из определяющих факторов».

    Другие скептики опасаются, что, начав передавать даже небольшой объем данных, Telegram рано или поздно пойдет и на более тесный контакт с силовиками. Дуров уже говорил, что правительство ни одной страны не получит данные пользователей мессенджера. С новой политикой Telegram становится более ответственным игроком, полагает замгендиректора компании Zecurion Александр Ковалев. Возможно, мессенджер скоро расширит список статей, по которым будет готов предоставить информацию: «Telegram становится более зрелым сервисом. Существует приватность, но, если есть конкретная ситуация — те же самые наркотики, дилеры, мошенники — я думаю, речь идет не о принципах, а о безопасности людей. И надо привлечь нарушителей к ответственности»,

    Впрочем, в конфликте Telegram с Роскомнадзором новый регламент ничего не прояснил. Глава ведомства Александр Жаров заявил журналистам, что о разблокировке говорить нельзя, поскольку постановление суда до сих пор не исполнено. При этом у самого чиновника Telegram до сих пор работает. И, отправив Жарову сообщения, «Коммерсантъ FM» выяснил, что он их читает.

    В обновленной политике конфиденциальности Telegram напомнил, что любой пользователь может ограничить или полностью запретить использование своих личных данных — сделать это можно в настройках приложения.

    https://www.kommersant.ru/doc/3726212

    No tags added.