+7-495-723-0119

Злоумышленников, испортивших кикшеринговые самокаты солидолом, нашли с помощью системы распознавания лиц

    已發表 30 09, 2021 作者 CEO

    Злоумышленников, испортивших кикшеринговые самокаты солидолом, нашли с помощью системы распознавания лиц

    Насколько просто с помощью современных технологий стало отследить человека в большом городе и всегда ли технологии помогают опознать злоумышленников?

    Злоумышленники, которые в августе обмазали солидолом около тысячи московских самокатов, заплатят миллион рублей, сообщили Business FM представители сервисов.

    Стражи порядка установили злоумышленников с помощью камер видеонаблюдения, но трое молодых людей договорились с компаниями «Яндекс» и Urent о выплате компенсации, чтобы избежать судебного преследования.

    Можно ли с помощью системы слежения раскрывать самые простые бытовые преступления? И как это работает на практике?

    Злоумышленники измазали солидолом самокаты в Москве в конце августа. А к середине сентября их не только нашли. Они успели подписать мировое соглашение с владельцами испорченных самокатов — «Яндексом» и сервисами Whoosh и Urent. И теперь заплатят им миллион рублей компенсации. То есть вычислили «солидольщиков» очень быстро. И сделали это, судя по всему, по записям камер наблюдения. Ими увешана вся Москва. В столице работает система распознавания лиц, которая позволяет узнать человека, даже если он в медицинской маске. Плюс к этому многие используют транспортную карту «Тройка». И найти человека, который совершил какой-то проступок, а потом еще и поехал на метро, стало достаточно легко. Комментирует руководитель комплексных проектов IT-компании КРОК Олег Майданский:

    Олег Майданский
    руководитель комплексных проектов IT-компании КРОК
    «Само по себе использование какого-то цифрового идентификатора, который может передать карту «Тройка», ну, недостаточно. Использование таких вот дополнительных маркеров лица позволяет с высокой точностью приблизиться к искомому объекту. Когда у нас похожее лицо появилось, например, на станции «Таганская» и, допустим, через какое-то время это же похожее лицо было зафиксировано на станции «Новокузнецкая», и там был зафиксирован в системе, которая учитывает проходы по карте «Тройка» точно такой же идентификатор. Тогда мы, с высокой вероятностью, можем сказать, что, скорее всего, это наш подозреваемый».

    Успехи органов в поисках участников протестных акций — прямое свидетельство эффективности системы. Свежий пример — в понедельник о своем задержании в метро сообщили несколько членов КПРФ. Они связали действия полиции с тем, что на выходных участвовали в митинге в центре Москвы. И можно предположить, что найти их помогла система распознавания лиц. Значит, по идее, с помощью камер можно легко раскрывать и бытовые преступления. Например, кражу велосипеда или кошелька.

    Но есть нюансы. Во-первых, из 200 тысяч столичных камер к системе распознавания подключена лишь половина. А во-вторых, не все камеры установлены так, что потом будут видны лица. Например, у мужа москвички Марины как-то украли дорогой велосипед на парковке ТЦ возле МКАД.

    «Стали смотреть записи камер видеонаблюдения, выяснилось, что камеры направлены не на велопарковку, а немножко вбок. Было видно часть ноги преступника в черном. Кража была совершена буквально за три секунды, то есть это был профессионал, который специально отслеживает велосипеды, смотрит, как они были пристегнуты, и просто перекусывает все очень быстро. Затем муж позвонил в полицию, сделал заявление, долго полицию ждал, которая приехала, открыла дело».

    Но чаще всего до уголовного дела не доходит и вовсе. Представим, что украден тот же велосипед или самокат. Он стоит несколько тысяч рублей или пусть даже десятков тысяч. Ущерб — незначительный. Чтобы получить доступ к записям камер, нужно пройти несколько согласований, писать запросы. А для того чтобы только начать расследование, сотруднику, возможно, придется потратить целый день, говорит гендиректор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев:

    Роман Ромачев
    генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно»
    «Надо точно знать, где висят эти камеры. Надо прибыть на место преступления, осмотреть, где какие камеры есть. К сожалению, при таких незначительных преступлениях тяжело сотрудника заставить выехать на место преступления для того, чтобы провести опрос граждан, свидетелей. То есть это достаточно трудоемкое мероприятие, которое с точки зрения расследования будет стоить гораздо дороже, нежели этот убыток».

    Зато прогресс не стоит на месте. МВД собиралось до конца этого года ввести городскую систему распознавания людей по голосу, радужной оболочке глаз, походке и даже татуировкам на открытых частях тела. И тут интересно, какими базами будет пользоваться искусственный интеллект для поиска подозреваемых? Ту же биометрию у нас пока собирают в основном банки. Кстати, интересно, что один из подрядчиков Москвы по созданию системы распознавания лиц — компания VisionLabs — не так давно стала частью экосистемы «Сбера». Но вообще информация об источниках данных, которыми пользуется робот, закрыта. Можно лишь предполагать, что поиск снятых на камеру лиц идет по базам МВД, Роспотребнадзора или, например, по соцсетям.

    В любом случае сомнений в эффективности системы нет. Вопрос только, станет ли она эффективной не только для государства или крупных компаний, но и для людей. Велосипед мужа москвички Марины так и не нашли. Возможно, дело действительно в том, что камера сняла лишь ногу злоумышленника. А системы распознавания ног, в отличие от лиц, пока не существует.

    it4business.bfm.ru/news/482332
    Текст: Михаил Сафонов