+7-495-723-0119

Эвтаназия по бедности и харакири по возрасту

    已發表 18 04, 2023 作者 CEO

    Эвтаназия по бедности и харакири по возрасту

    Как радикальные идеи влияют на общество


    Развитие технологий и общественных отношений приносит людям и новые возможности, и проблемы. Так, благодаря достижениям медицины и соцобеспечения население планеты значительно состарилось, что влияет и на социально-трудовые отношения. И порой для решения проблем предлагаются идеи крайне радикальные - вроде эвтаназии малоимущих или добровольного самоубийства стариков. Могут ли такие идеи привести к изменениям в общественных отношениях или это попытка устроить информационную шумиху? «Солидарность» разбиралась вместе с социологами, историками и футурологами. На фото: скульптура "Старик и смерть", XIX век, Россия. Источник: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

    ОТОРОПИТЕСЬ УМЕРЕТЬ

    Радикальные решения проблем предлагались в истории человечества не раз. Некоторые осуществлялись, другие так и оставались громким сотрясением воздуха - но все равно оказывали влияние на общество. Причем в жизнь могли воплотиться идеи, казавшиеся широкой общественности безответственными фантазиями писателей или бреднями популистов. Но кто мог предположить, что мир фильмов «Матрица» или «1984» формируется на наших глазах?

    Между тем в китайских тюрьмах охранники устраивали целые потогонные «фермы», где заключенных заставляли по многу часов выполнять рутинные действия в онлайн-играх, добывая ценные игровые артефакты. А недавно прозвучало предложение нанимать бедняков для выполнения ролей игровых персонажей второго плана. В Британии же (привет Оруэллу!) одно из издательств по совету организации Inclusive Minds начало править книги известного писателя Роальда Даля, убирая из них недостаточно политкорректные и толерантные определения, а то и дописывая целые абзацы.

    В конце 2021 года Юсукэ Нарита, молодой доцент кафедры экономики Йельского университета, заявил, что считает решение проблемы старения в Японии очевидным: «В конце концов, разве это не массовое самоубийство, или массовое сеппуку, пожилых людей?» Правда, позже он пытался сказать, что его слова вырвали из контекста: он-де говорил о невозможности вытеснить пожилых людей с руководящих постов в политике и корпоративном управлении, - но было поздно. Слова Нариты нашли отклик у разочарованной части японской молодежи, которой становится все труднее не только строить, но даже и начинать карьеру во все более геронтократическом обществе.

    Проблема старения общества в Японии становится все острей: к сентябрю 2021 года доля пожилого населения достигала 29,1%, и тенденция к росту сохранялась. Другая сторона проблемы - нежелание молодого поколения обзаводиться детьми. Так что идеи Нариты нашли благодатную почву, количество его почитателей в Сети все время увеличивается.

    Можно было бы списать высказывания радикала-японца на желание «словить хайп», если бы не несколько обстоятельств. Йель - далеко не заштатный университет, это уважаемое учебное заведение в США, и слова сотрудника такого университета автоматически получают определенный вес. Да и газета The New York Times, в которой была размещена наделавшая немало шума статья, - не желтый листок, гоняющийся за любой сенсацией. Наконец, интересно, что ритуальное самоубийство рассматривается как средство решения проблем социально-трудовых отношений.

    К тому же если понаблюдать за законодательными инициативами некоторых вполне благополучных стран Западного мира, то обнаружится, что предложение Нариты не столь уж и ошеломляюще радикальное. Так, в Канаде в 2021 году законодательно расширен круг лиц, которые могут получить право на эвтаназию. Если раньше «правом на смерть» можно было воспользоваться в основном по медицинским показаниям, то теперь в этот перечень прямо включена определенная социальная группа - неимущие. Те, кто не может оплатить дорогостоящие лекарства и лечение.

    Закон вызвал неоднозначную реакцию в обществе, но он уже принят и действует. И самым громким случаем применения стал уход из жизни жительницы Онтарио, которой врач посоветовал воспользоваться правом на эвтаназию, поскольку жилищные условия вызывали у нее тяжелую аллергию, а средств на переезд не было. Местные власти средств на помощь не нашли, зато эвтаназию в строгом соответствии с законодательством оплатили.

    ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СДВИГИ?

    Смогут ли радикальные социал-дарвинистские идеи интеллектуалов (вроде Нариты) и ультралиберальная законодательная практика (наподобие канадской) серьезно повлиять на социальные и трудовые отношения? Единого мнения у специалистов нет. 
    Так, доцент департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ Александра Проскурина говорит, что «идея о возможности выбора, в том числе выбора продолжительности собственной жизни, витает в воздухе уже не первое десятилетие и является проявлением того, что в социальных науках называется «индивидуалистической ориентацией общества». - Япония, США и ряд стран Западной Европы находятся в зонах высокого уровня таких ценностей, вследствие чего те идеи и взгляды, которые складываются в этих пространствах, значительно отличаются от идей и взглядов в остальном мире. По этим данным эти страны считаются скорее исключениями, чем носителями трендов, - полагает Проскурина. - Определенные проблемы в этой области (демографии. - М.М.) существуют, но пытаться решать их людоедскими мерами - это безумие и полный тупик, - считает футуролог Владимир Кишинец. - Я уповаю на развитие технологий, на развитие производственных технологий и развитие новых медицинских биотехнологий, создание которых я внимательно отслеживаю и анализирую, которые продлят производственно-активную жизнь людей. Но такой сдержанный оптимизм разделяют не все. - Ползучее проникновение идеи того, что добровольный и досрочный уход из жизни есть забота о молодых членах семьи, благородный долг пожилого (нельзя же поедом заедать жизнь сына или внука своими болезнями, необходимостью ухаживать или хотя бы оплачивать уход), надо их освободить от этой лишней и заведомо бесперспективной тяготы (опять свобода!), ведь все равно смерть неизбежна, - проникновение этой идеи в право лишь вопрос времени, - делится своим прогнозом востоковед, писатель и публицист Вячеслав Рыбаков. Правда, Александра Проскурина напоминает, что «статья 3 Всеобщей декларации прав человека ООН («Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность») - это тот элемент правовой системы, с которым сегодня не принято спорить. Навязывание жизненных стратегий возможно только в случаях, когда человек теряет свой человеческий статус, и трудовая деятельность не предполагает таких случаев».

    КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ

    Возможно, моментальных изменений во взаимоотношениях «работник - работодатель» ждать действительно не стоит, и принуждать работника вместо выхода на пенсию отправляться в Храм Нежной Смерти, как описывал это Ефремов в пророческом романе «Час Быка», никто не будет. Но специалисты по анализу информации и информационной безопасности видят в распространении экстремальных социальных идей и практик ряд угроз обществу.

    Историк и публицист Андрей Фурсов считает такие идеи частью большого плана по установлению нового миропорядка: - По-видимому, в условиях терминального кризиса капитализма времени у глобалистов на то, чтобы создать мир их новой нормальности, становится все меньше, а потому ищутся и находятся дополнительные пути и средства: война, голод и курс на добровольно-принудительную эвтаназию целых слоев населения - стариков, нищих, тяжелобольных (в том числе психически).

    - Недавно парламентская комиссия в Канаде предложила устранить возрастную планку показаний для эвтаназии, распространив ее на несовершеннолетних, - напоминает Фурсов.

    - При этом за родителями, которых еще раньше лишили прав называться «папой» и «мамой» (в официальном делопроизводстве. - Прим. ред.) и запрещать своим детям принимать препараты, задерживающие половое созревание, остается лишь, если можно так выразиться, право совещательного голоса.

    Принципиальное решение - за ребенком. Как такое право ребенка может отразиться на межпоколенческих отношениях, предсказать трудно. Но предположить, что система наставничества, обучения на примере старшего поколения, основанная на передаче опыта и авторитете опытных, пожилых мастеров, рискует потерять свою эффективность, - вполне можно. На эту опасность указывает и Вячеслав Рыбаков: - На мой взгляд, такие информационные вбросы направлены и на сознательное оглупление населения. А оглуплять для того, чтобы не просто дезавуировать опыт поколений, память об иных временах, иных системах межчеловеческих отношений или вообще о том, какие перемены к чему приводят (это уже давно делается), но чтобы вообще снять всякую возможность для сохранения и передачи исторического опыта и для преемственности морали.

    Специалист по информационной безопасности и конкурентной разведке Роман Ромачевтакже призывает относиться к экстремистским идеям (вроде заявлений профессора Нариты) внимательно:

    - Я считаю, что такие заявления достаточно серьезны. Подобные вбросы через респектабельные СМИ - это своего рода прощупывание целевой аудитории, проверка готовности определенных социальных групп воспринять еще вчера неприемлемые идеи. Сейчас заказчики вброса считывают обратную реакцию. И если жестко негативной реакции не последует - а ее, скорее всего, не последует, - то мы увидим еще ряд похожих публикаций. - Такая технология воздействия называется «спираль молчания», - поясняет Ромачев. - Каждый вброс вызывает молчание все больших "кругов" целевой аудитории, что приводит к принятию темы всеми слоями населения, а тогда ее можно и узаконить. Правда, нельзя исключать и того, что это - часть дезинформационной кампании с целью отвлечения от каких-либо других проблем.

    По мнению Ромачева, продвижение идей Нариты через серьезные издания, такие как The New York Times, может говорить о том, что это - часть кампании информационного воздействия: - Надо понимать, что сейчас ситуация в крупной западной прессе напоминает ту, которая сложилась в Германии 30-х годов прошлого века, когда медиа служили инструментом пропаганды и очень четко отрабатывали заказы владельцев, продвигая определенные нарративы. Можно сказать, что происходит цепная реакция. СМИ продвигают спектр определенных идей, формирующих «индивидуалистическую ориентацию общества», о которой говорит социолог Александра Проскурина.

    А все более индивидуалистическое общество формирует людей, предлагающих все более индивидуалистические методы решения социальных проблем, и спираль раскручивается. Сейчас в этот виток спирали все энергичней вовлекаются экономически активные группы населения, связанные профессиональными и трудовыми отношениями. Как эти отношения будут развиваться? Это зависит и от того, какие встречные предложения будут сформированы и выдвинуты: смогут ли коллективы противопоставить что-то содержательное и созидательное идеям интеллектуалов-индивидуалистов. Исторический опыт показывает, что это вполне возможно. 

    Автор материала: Макаренков Максим

    Источник: solidarnost.org/articles/evtanaziya-po-bednosti-i-harakiri-po-vozrastu.html