От 3 до 7 тысяч звонков в день. Почему Днепр стал центром телефонного мошенничества?
Posted on 7 October, 2021 by CEO
ГОСТИ: Роман Ромачев- генеральный директор агентства «Р-Техно»
Марина Калинина: Мы переходим к первой теме нашего сегодняшнего дневного эфира.
Сбербанк определил, откуда к нам поступает большинство звонков от мошенничества, причем центр этого телефонного мошенничества находится не в нашей стране, как оказалось. Так вот, как заявил зампред правления банка Станислав Кузнецов, это украинский город Днепр. Только в прошлом году там насчитали более 1 тысячи кол-центров злоумышленников. Этот бизнес так называемый развивается на Украине по модели франчайзинга, то есть можно купить готовый уже кол-центр со всем оборудованием, по крайней мере…
Иван Князев: Готовый бизнес.
Марина Калинина: Да, готовый бизнес, ха-ха. По крайней мере именно так описывает ситуацию Станислав Кузнецов.
Иван Князев: Ну, по его словам, ежедневно эксперты «Сбера» фиксируют из этих кол-центров от 3 до 7 тысяч звонков в день, а в «лучшие» дни, такие у них тоже бывают, бывают и худшие, и лучшие дни…
Марина Калинина: Праздничные дни, так скажем.
Иван Князев: Да, до 10 тысяч, около 10 тысяч. Почему именно Днепр оказался центром телефонного мошенничества? Как так получается, что несмотря на все предостережения люди продолжают верить преступникам, которые продолжают придумывать все новые и новые схемы? И как не пострадать от их действий? Будем разбираться с нашими экспертами.
Марина Калинина: Ну и призываем вас звонить, рассказывать, может быть, вам звонили, вы попались или не попались, как-то пресекли эту попытку, поняли, что вас пытаются обмануть. Рассказывайте свои истории, пишите и звоните нам в прямой эфир, будем разговаривать на эту тему.
И наш эксперт – Роман Ромачев, генеральный директор агентства «Р-Техно». Здравствуйте.
Роман Ромачев: Добрый день.
Иван Князев: Здравствуйте.
Роман Владимирович, почему все-таки Украина, почему Днепр, Киев?
Роман Ромачев: Ну, потому что это восток Украины, это русскоговорящие люди, говорят практически без акцента, то есть на всякий случай нельзя подумать, что это кто-то звонит издалека, раз. Достаточно большое количество кадров можно найти, сейчас проблема с трудоустройством, проблема с работой вообще на востоке Украины, это во-первых. И во-вторых, самое основное – это отсутствие какой-либо ответственности, потому что взаимодействие между российскими и украинскими спецслужбами, правоохранительными органами практически отсутствует, то есть оно равно нулю, поэтому вы можете действовать безнаказанно, вы можете звонить, кошмарить, вымогать, шантажировать и красть деньги в России без проблем.
Иван Князев: А украинские, украинские спецслужбы, правоохранительные органы, они на это дело вообще глаза закрывают? Или у них, может быть, такое ну негласное соглашение, что «своих не трогать, будем звонить только в Россию»?
Роман Ромачев: Ну, дело в том, что нет никакого сигнала от российских спецслужб и правоохранительных органов туда, на Украину, а раз нет сигнала, то есть никому это не интересно, никто этим не занимается. То есть там на Украине нет пострадавших, это самое главное, поэтому они и бездействуют.
Марина Калинина: А почему нет сигнала? Ведь «Сбер» уже официально опубликовал вот эти данные на днях, буквально вот около 10 тысяч звонков в день мошеннических – это, в общем-то, достаточно много. И все знают, сколько этих кол-центров, наверное, знают приблизительно, кто их содержит, кто там работает, как они действуют. И ничего не делают. но страдают же обычные люди. Я понимаю, что люди тоже должны не доверять таким вещам, как-то научиться это делать…
Роман Ромачев: Совершенно верно. «Сбер» у нас – это не полиция, это не ФСБ, не МВД, поэтому тот сигнал, который посылает «Сбер», он ровным счетом ничего не значит для правоохранительных органов Украины. Необходимо наладить…
Марина Калинина: А для наших?
Роман Ромачев: Ну да. Необходимо наладить взаимодействие между украинскими спецслужбами и правоохранительными органами, тогда это будет возможно.
Иван Князев: Вопрос, кому это надо, украинским правоохранительным органам, наверное, вряд ли.
Роман Ромачев: Да, в нынешней политической обстановке это нереально.
Иван Князев: А у них прямо, мне вот интересно, вот вы говорите, там какие-то определенные люди, – просто как бы вообще хочется понять, как это выглядит.
Марина Калинина: Как это работает?
Иван Князев: Они, не знаю, вакансии публикуют, «набираем в кол-центры»? Потому что ну такое количество, 150…
Роман Ромачев: Вы совершенно правы, то есть публикуют вакансии «необходимы операторы кол-центра», дальше уже ведут беседу, способен ли человек на подобного рода разговор либо нет, отсеивают.
Марина Калинина: А люди понимают, когда они приходят на эту работу, чем они будут заниматься? То есть они осознанно на это идут, или их тоже обманывают, что они будут просто звонить, предлагать какие-то услуги более-менее навязчиво и… ? Люди понимают?
Роман Ромачев: Нет, это люди осознанно идут на подобного рода действия, потому что просто так звонить не получится, здесь необходима подготовка, необходим тренинг. И как раз во время обучения учат технологиям социальной инженерии, человек уже точно будет знать, что он будет обманывать, он будет с помощью всевозможных легенд получать информацию о наших платежных средств, о нашей кредитной карте.
Иван Князев: У нас уже звонки посыпались от наших телезрителей, хотят рассказать свои истории. Первая на связи Марина у нас. Марина, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Сегодня вот как раз мне представился специалистом молодой человек «Альфа-Банка», сказал о том, что я через мобильное приложение «Альфа-Банка» оформила заявку на потребительский кредит. Единственное, одно действие там не совершила, и нам нужно вместе это сделать. Я говорю, что никакой потребительский кредит не брала, в принципе не планировала его брать, в общем-то, до свидания. Я почему-то почувствовала и поняла, что это мошенники. Он мне опять звонит и говорит: «Вы зачем бросаете трубку и прекращаете наш разговор? Это очень срочное и важное дело, я звоню из Москвы, из центрального офиса «Альфа-Банка», улица такая-то…»
Марина Калинина: А вы сами, Марина, откуда?
Иван Князев: Самара.
Марина Калинина: Вы из Самары, да?
Зритель: Я из Самары, да-да-да. Просто до этого мне звонил Сбербанк, и как бы обычная схема, которую в принципе все знают, про потребительский кредит впервые вот это я такое сегодня услышала…
Иван Князев: Марина, ну, как я понимаю, вам звонят часто, да, вы уже такой наученный клиент банков?
Зритель: Ну вот да… Но я просто обычно бросаю, кладу трубку, выключаю и все либо иногда, по настроению, могу грубо им ответить. Но я как-то чувствую, понимаю, что это мошенники.
Иван Князев: Ну а блокировать номера не пробовали в телефоне?
Зритель: Вы знаете, они с разных звонят.
Иван Князев: А, бесполезно.
Зритель: Я блокирую, я сразу вношу в черный список этот номер, и все равно они как-то меня находят. Я уже говорю: «Вы меня внесите в черный список, потому что бесполезно мне звонить, не тратьте время». Ну вот как-то так.
Иван Князев: Да, спасибо, спасибо вам, Марина.
Марина Калинина: Марина, у меня просто уточняющий вопрос. Вот этот человек вам еще раз позвонил, вы опять положили трубку, больше не было звонков?
Зритель: Да-да. Нет, три раза они мне звонили, причем потом еще с другого номера, прямо вот сразу, только выключаю – звонят. Я почему еще удивилась сегодня, возмутилась? Потому что обычно говоришь «Все, отстаньте от меня, оставьте в покое» либо просто как бы даешь им понять, что я понимаю, кто мне звонит, они больше не звонят…
Иван Князев: …а тут настырный попался.
Зритель: …а здесь попался очень настырный товарищ, да, и как бы… И говорит: «Я вашу заявку не могу…» Я говорю: «Я ничего не брала». – «Я не могу вашу заявку отменить без вас, поэтому давайте вы висите на телефоне, пройдите в мобильное приложение, я вам покажу, где… Вместе мы все это сделаем и отменим эту заявку». То есть люди вот могут, человек, которому… раз позвонят, может попасться на это. В общем-то, поэтому я решила позвонить…
Марина Калинина: Да, спасибо, Марина, что поделились своим опытом.
Иван Князев: Да, спасибо, спасибо вам большое.
Марина Калинина: Роман Владимирович, ну вот как в такой ситуации поступать?
Иван Князев: Даже не столько в такой ситуации. Меня вот что интересует – ну это же бесполезно, получается, если у нас нет никакого взаимодействия с Украиной, с их правоохранительной системой, здесь борьба становится ну вообще бессмысленной.
Роман Ромачев: Ну вот смотрите, у мошенников самое главное – это вступить в диалог, вступить в разговор. Соответственно, они должны вас заинтересовать, они должны войти в доверие, для этого они должны выдать вам информацию…
Марина Калинина: Зацепить как-то, ага.
Роман Ромачев: Поэтому они, собственно говоря, и представляются не только банком, они рассказывают ту информацию, которая у них есть, это ваши данные, это данные, где находится офис, таким образом они делятся с вами информацией. Вот эта вот подача информации дает сигнал вам, что вы тоже как бы должны поделиться информацией. На такие вещи ни в коем случае нельзя покупаться. То есть если вам звонят и создают проблему, то есть вы проснулись рано утром в хорошем настроении, вам позвонили и создали проблему, то сейчас сразу же они попытаются эту проблему решить. То есть если вам создают проблему и пытаются предложить решение для этой проблемы, значит, вы уже знаете, что это на 100% мошенники.
Иван Князев: Там серьезная психология уже начинается.
Роман, еще такой вопрос. В Сбербанке сказали, что фактически на Украине можно купить вот такой вот готовый «бизнес», купить себе кол-центр. Мне просто интересно, сколько это стоит…
Марина Калинина: Ты заинтересовался, что ли, Ваня?
Иван Князев: …и кто клиенты.
Роман Ромачев: Ну, вы знаете, стоимость кол-центра на самом деле не такая уж и большая, то есть здесь достаточно оборудования, это несколько серверов, компьютеров, это программное обеспечение, раз, это наушники, мониторы и все в принципе. То есть стоимость вхождения в «бизнес» достаточно маленькая.
Иван Князев: А доходность, наверное, запредельная.
Роман Ромачев: Но здесь необходима база данных на людей, то есть они периодически появляются в интернете, они постоянно утекают, необходим мониторинг, контроль этих баз данных, выявление, соответственно, уже дальше звонки.
Марина Калинина: Еще один звонок, Вера из Московской области со своей, я так понимаю, историей. Вера, здравствуйте.
Иван Князев: Приветствуем вас.
Зритель: Здравствуйте, здравствуйте.
Я разместила на Avito объявление о продаже клетки для кроликов, клетка большая, и вечером мне позвонила женщина, спросила, продала ли я клетку. Я говорю, что нет. Она говорит: «Очень хорошо. А вы когда-нибудь оформляли доставку через Avito?» Я говорю: «Нет, не оформляла». – «Ну, я вам тогда пришлю ссылку, как это сделать». Присылает мне ссылку. И вы знаете, я человек очень осторожный, но тут вот что-то вот екнуло…
Иван Князев: Не попались?
Зритель: И попалась, да. По ссылке нужно было, во-первых, указать сумму денег на карточке… Ну, я человек, ха-ха, решила, не буду, зачем это им? Сколько есть, столько есть. Я указала 3 тысячи, то есть сумма должна быть чуть больше, чем я продаю клетку эту, а дальше все поэтапно, все реквизиты карточки. Указала. Потом упс! – что-то пошло не так, на телефоне, гляжу, 3 тысячи списали. Я связываюсь, почему…
Иван Князев: Сколько, еще раз?
Марина Калинина: Три тысячи.
Зритель: Три тысячи, потому что я указала не 30 тысяч, что у меня было на карте…
– Пожалуйста, оставайтесь на линии. Через некоторое время вы сможете…
Марина Калинина: Ну, связь прервалась, но тем не менее…
Иван Князев: Так. Может быть, мошенники вмешались, ха-ха.
Марина Калинина: …все понятно. Роман Владимирович, ну вот помимо таких телефонных мошенников есть еще и через известные очень сети, которые сейчас популярны, и этим пользуются.
Роман Ромачев: Да, это так называемые фишинговые атаки, когда вам под видом, например, банка либо платежной системы банка пытаются собрать у вас информацию. То есть они выдали вам окно, которое похоже на окно, которое выдает банк при платеже, вы указали свои реквизиты, вы указали все свои коды с карточки и отправили. То есть вы по сути дела передали мошеннику всю необходимую информацию.
Иван Князев: Ну и я правильно понимаю, последняя линия обороны все-таки в этом деле – это наша бдительность, как была, так и остается?
Роман Ромачев: Абсолютно верно.
Иван Князев: Неважно, откуда звонят.
Спасибо вам большое! Роман Ромачев, генеральный директор компании «Р-Техно», был с нами на связи. Друзья, будьте бдительны на самом деле.
К следующей теме переходим.