Тбилиси изображает виртуальные страхи
Posted on 29 September, 2010 by CEO
У Грузии появился новый повод для волнения. Не то, чтобы у страны до этого их было мало – политическая, экономическая, да и все прочие стороны жизни в государстве вполне могут заставить впечатлительного человека ночами не спать – но тут возник еще один. Хотя все новое – это хорошо забытое старое. Забыв о соблюдении чести своих физических границ, впечатлительный Тбилиси вдруг спохватился, что существуют еще и виртуальные. Не в переносном смысле фантомных границ, приписывающих Грузии территорию Абхазии и Южной Осетии, а в прямом – сетевом.
На сайте Кавказского информационного портала появилась статья с интригующим заголовком: «Кибер-безопасность названа одним из вызовов безопасности Грузии». Фраза хороша со всех сторон. Читатель, хоть немного знающий русский язык, удивится, что безопасности Грузии угрожает ее же кибер-безопасность. Иными словами, спокойно страна может себя ощущать только тогда, когда на нее виртуально нападают. Поистине, Грузия – страна парадоксов.
Но простим автору неловкую фразу. По крайне мерее, грузины не забыли демонстративно русский язык, как это сделали, допустим, многие чеченцы во время чеченской войны. Итак, суть в следующем: Грузия все больше увязает в Интернете, нервно вспоминая при этом, как приснопамятным летом-2008 на нее накинулись злобные, предположительно российские хакеры, и как просто у них это получилось.
В статье вспоминается, что лежала тогда практически вся зона ge. DDoS-атаки сделали свое дело – невозможно было достучаться до сайта президента страны, МИДа, МВД, новостного ангажированного портала Грузия Online. Атаковали и Интернет-провайдеров, и банковские серверы – в общем, устроили Грузии полный виртуальный блэк-аут и отключение от мирового информационного пространства.
Сейчас Грузия связывает с Интернетом большие надежды – скажем, создание электронного правительства или создание порталов для оказания населению услуг через Сеть. Поэтому защита кибер-пространства объявляется не менее важной, чем защита государственных границ. Но насколько обоснованы такие страхи?
Комментирует их руководитель российского негосударственного бюро конкурентной разведки «Р-Техно» Роман Ромачев.
«Больше всего это похоже на пиар, – считает Ромачев. – От Грузии давно не было интересных новостей, вот они и пиарятся, как могут, чтобы привлечь внимание к себе и к своему видению конфликта-2008. Тем более что тема кибертерроризма сейчас очень актуальна, модна и на ней очень можно сыграть. Не исключено, кстати, что, кроме пиара, это – попытка пойти по американскому пути: США выделяют крупную сумму денег на разработку защиты виртуального пространства. Такая же логика и здесь: припугнуть, как следует, чтобы государство дало денег».
Иными словами, великая пятидневная война кончилась, и никому-то Грузия с ее страшными кибер-тайнами не нужна, но не признавать же это. Точно так же, как не признавать же Михаилу Николозовичу, что Путин с Медведевым не думают о нем двадцать четыре часа в сутки (как, судя по его нью-йоркским выступлениям, думает о них он сам). Конфликт с Россией – практически единственный настоящий грузинский политический капитал, и нельзя дать ему обесцениться. Надо создать ощущение угрозы, надо изо всех сил делать загадочный вид, во всех сферах намекая – мол, Грузия – вечная кость в горле Москвы, уж так Россия ее ненавидит, что прямо кушать не может.
С другой стороны, «держи его!» нередко кричит желающий отвести от себя подозрения вор, а в милицию от еще теплого трупа нередко звонит убийца, чтобы на него ни в коем случае не подумали. Невредно вспомнить, что Грузия сама не была виртуальным чистым ангелом. Не доказано, кто вредил грузинским сайтам – атака на них велась с компьютеров всего мира, это мог быть как осознанный вред, так и работа «компьютеров-зомби», т.е., таких, чьи законные пользователи даже не подозревают о выполняемых компьютером программах. Но доступ к российским сайтам в августе 2008 года в Грузии отрубили.
Да и на серверах грузинского фонда OSFG, который больше всего кричал о хакерской угрозе со стороны России, были обнаружены программы весьма сомнительной направленности – как раз предназначенные для взлома и виртуальных атак.
Грузинские чиновники, видимо, живут совершенно по готтентотской морали: что такое плохо? – это когда сосед у меня украл корову. А что такое хорошо? – это когда я у соседа корову украл…
Что же касается морали, то у официального Тбилиси с ней вообще как-то неважно. В свое время бывший министр иностранных дел Эка Ткешелашвили, комментируя виртуальную войну, заявил, мол, «прискорбно думать, что технологии, которые так полезны для всех нас и помогают объединить народы… используются с целью причинения вреда людям». Что это - наивность или предельный цинизм – сетовать на причиненный виртуальный вред, стоя буквально над руинами Цхинвала, по которому долбанули совсем не виртуальные снаряды?
Защищать кибер-пространство нужно, спору нет. Это справедливо для любой страны, хоть для обиженной Грузии, хоть для США, которые сами кого хочешь обидят. Другое дело, что делать это надо тихо и молча – в США вон выделяются серьезные деньги на обеспечение виртуальной безопасности, при этом никто там не кричит на весь мир, что, мол, «русские наступают, храни, Боже, сервера Пентагона».
Своими публичными страхами Грузия себя в очередной раз компрометирует. Оказывается, российские хакеры пугают грузин ничуть не меньше, чем действующая боевая армия. Что тут, что там перед русскими все падает практически без боя – и грузинская оборона, и грузинские сайты. Осталось только русским хакерам смеха ради написать на главной странице какого-нибудь официального грузинского сайта: «Грузины! Учитесь лучше защищать вашу информационную безопасность. Взломаем – проверим!»
Дарья Сивашенкова
Источник: Грузия Сегодня (Georgia Times) http://www.georgiatimes.info/articles/43436.html