Санкции загрузились в соцсети
Posted on 28 December, 2017 by CEO
Кто еще может лишиться доступа к популярным сервисам
Facebook признал, что блокировка аккаунтов Рамзана Кадырова — следствие санкционной политики. В компании отметили, что вступило в силу «юридическое обязательство деактивировать аккаунты». Ранее глава Чечни попал в так называемый «список Магнитского». Кто еще может лишиться доступа к популярным сервисам из-за санкций, разбирался Алексей Соколов.
Для разъяснения своей позиции Facebook понадобилось пять дней. Аккаунты главы Чечни Рамзана Кадырова в соцсетях оказались заблокированы в субботу, тремя днями ранее он был внесен в «список Магнитского». Facebook пояснил, что блокировка связана с санкционной политикой Штатов. Представители соцсети рассказали, что профили принадлежали «лицу или велись от лица, на которое распространяется действие торгово-экономических санкций США», в связи с этим Facebook якобы несет юридическое обязательство заблокировать указанные аккаунты.
Любопытно, что изначально внесение того или иного фигуранта в список означало, что он не сможет въехать в США — не дадут визу, — а его счета в американских банках замораживаются. Ни о каких иных действиях не сообщается и в пользовательском соглашении соцсетей. Там, правда, указано, что участник того или иного санкционного списка США не может использовать сервисы в коммерческих целях.
Директор юридической фирмы «Интернет и право» Антон Серго подчеркивает, что Facebook по-своему смотрит на отношения с фигурантами санкционных списков: «Применяются так называемые торгово-экономические санкции. Насколько широко это понятие трактует Америка в целом и Facebook в частности — отдельный вопрос. Может быть, предполагается запрет американским компаниям взаимодействовать, например, с людьми из этого списка, а Facebook, предоставляя аккаунт Кадырову, собственно, работает, то есть компания нарушает торгово-экономические санкции, можно трактовать так. Я думаю, что теоретически это может быть „первой ласточкой“».
Если в «списке Магнитского» из известных российских политиков — один Рамзан Кадыров, то в обычном санкционном списке США есть еще несколько активных пользователей Facebook. К примеру, личные страницы ведут вице-премьер Дмитрий Рогозин, сенаторы Елена Мизулина и Андрей Клишас, публичная страница есть у помощника президента Владислава Суркова. От Рамзана Кадырова в соцсетях их отличает разве что поведение.
Генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев отмечает — если такая политика в соцсетях продолжится, фигуранты санкционных списков могут лишиться большего, нежели страниц в интернете: «Ничего удивительного нет — Facebook, Google и другие основные социальные сети де-юре располагаются в Соединенных Штатах Америки. Власти имеют определенные рычаги влияния, пытаются вмешиваться в свободу слова, в деятельность этих соцсетей — возможно, как-то негласно. Я не удивлюсь, что в скором будущем могут заблокировать Google-аккаунты; в один прекрасный момент эти лица возьмут свои телефоны, и если у них, например, Apple или Android, которые, опять же, де-юре располагаются в Соединенных Штатах Америки, и гаджеты просто перестанут работать».
Сам Рамзан Кадыров прокомментировал позицию Facebook в своем Twitter: «Очень спокойно отношусь к этой мышиной возне США» и в очередной раз напомнил, что на деле пострадали миллионы его подписчиков.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин пообещал симметрично ответить на блокировку аккаунтов Кадырова, при этом никаких конкретных решений власти пока не предложили.
"Коммерсантъ FM" от 28.12.2017, 10:14
Авторы: Алексей Соколов
https://www.kommersant.ru/doc/3512057